Ну ничего неттакого, чтобы везде было одинаково. Весь мир перешел на метрическую систему мер, а Соединенные Штаты Америки, РеспубликаЛиберия и Союз Мьянма используют дюймы, футы и унции. Это называется«традиция». А когда дело касаетсятрадиций, шутки в сторону — могут и полоснуть. Поэтому приходится изучатьтрадиции.(Иногда это называется«интернационализация» или«локализация».)
Когда нужно скачать новую версию программы, часто приходится выбирать между версиями«English, US»,«English,GB» и «English, Intl.». Чтотакоеамериканский английский и чем он отличается от международного или британского? Кроме разницы в написании слова«мусорная корзина» (trash по-американски и wastebasket по-английски), отличий немного. Но мелочи — это самое главное.
Хозяйке на заметку
В сентябре1999 года американский спутник MarsClimateOrbiter подлетел к Марсу и упал на него.
Компания Lockheed Martin Astronautics, построившая спутник, использовала старую английскую систему мер(старую, потому что Великобритания уже шесть лет как ей официально не пользуется), а лаборатория реактивных двигателей НАСА считала все в метрической системе. Первые использовали фунт-секунды, а вторые — ньютон-секунды. Насовцы вбивали координаты в локхидовский аппарат, и никто за все время подготовки к полету и девять месяцев самого полета ничего не заподозрил.
Ошибка обошлась в 125 миллионов долларов.
Кто оказался бóльшим идиотом в истории со спутником? НАСА. Потому что в США принято считать в дюймах и футах, если не сказано иначе. Lockheedтак и говорил — если бы мы указывали значения в метрической системе, мы бы отметили это особо.
Обычнотребует отдельного комментария система, находящаяся в меньшинстве.Скажем, в Англии на каждом пешеходном переходе на земле нарисована большая стрелка и написано:«ПОСМОТРИ НАПРАВО». Потому что свои и так знают, а приезжиетут же попадают под колеса. Но для англичан(и жителей других стран с левосторонним движением) ни в одной стране не пишут на переходе, что надо смотреть налево. Потому что большинство не оправдывается.
Существуют свои«традиции большинства» и в русскойтипографике. Напоминать о них раньше не приходилось, потому что были правила, и корректоры с редакторами за ними следили.«Меньшинством» были обладатели компьютеров. А потом вдруг меньшинство стало большинством. Потому что сегодня бóльшая часть всехтекстов набирается и тиражируется на компьютере.Традициитипографики у компьютерщиков(особенно у российских) никогда внимательно не изучались. А с переходом на компьютеры газеты и журналы забыли даже про корректоров.
Совершенно естественно, что западнаятехника повлияет на способы верстки и работы с текстом.Так было всегда, когда более совершеннаятехнология не просто заменяла устаревшую, но меняла привычки и правила. Печатный станок позволил производить в нескольких экземплярах другой по виду(наборный)текст, а не просто копироватьто, что раньше писали от руки.
О влиянии средств набора мы поговорим в следующих параграфах, а сейчас хотелось бы более подробно остановиться на некоторыхтрадициях русскойтипографики и расставить все черточки над«й».
Неправильно
Правильно
Комментарий
В.И.Пупкин
В. И. Пупкин
Инициалы — это сокращения от имени и отчества, а два сокращенных инициала подряд не могут превращаться в аббревиатуру.
Василий И. Пупкин
Василий Пупкин
В латинскойтранскрипциитоже нельзя отчество писать одной буквой при полном имени.Отчество — это не второе имя и не может сокращаться на манер буквы F у президента Кеннеди.
$100
100 $
Как бы соблазнительно ни выглядел доллар слева от суммы, писать его в русскихтекстах можнотолько справа.(Исключение могут составлять финансовые и биржевыетексты, но это отраслевой стандарт, который не может распространяться на остальные области.) В русском языке единица измерения, стоящая перед значением, означает примерно столько:«долларов сто». А не писать пробел перед знаком доллара, это все равно что писать 50руб.Так себе может позволить упражняться в типографикетолько продавщица продмага с трафаретом и шариковой ручкой.(Исключениетут составляют финансовые документы, где отсутствие пробела страхует от приписки лишних цифр.)
01/15/2001
15.01.2001
Скажи косым чертам в датах нет!(Исключение делается для даты римскими цифрами —15/I/2001.)Стоит ли говорить, что русский формат даты может бытьтолько ДД.ММ.ГГГГ?
25 Мая, Понедельник
25 мая, понедельник
В названиях дней недели и месяцев нет ничеготакого, за что их стоило бы писать по-русски с прописной. В немецком, например, все существительные пишутся с прописной, от этого немцы не раз страдали и пытались устроить реформу.
"колбаса" “колбаса”
«колбаса» „колбаса“
Правила набора знаков препинания у нас больше всего совпадают с немецкими. Писать кавычки в виде знака секунды можно, но только если у вас клавиатура от телеграфного аппарата или вы пишете электронное письмо. В венгерском, скажем, кавычки пишутсятак: »колбаса« — это же не пример для подражания.
15,000.001
15000,001
Разряды лучше всего разделять простым пробелом(половинным, если мы набираем для бумаги), нотолько начиная с пятизначных чисел. А запятая может использоватьсятолько для отделения целой части от десятичной.
15.45
15:45
Для обозначения разделителя времени нужно использовать понятное и очевидное двоеточие. Военные могут писать 1545, но это им так удобнее. Военный даже свидание назначает любимой девушке на «четырнадцать ноль пять».
Необыкновенное Элитное ЭксклюзивноеЖилье!
Неплохая квартира.
Не будем долго говорить, что слова«элитный» и «эксклюзивный» использовать нельзя, этотема для отдельного разговора. А вот писать в заголовках и рекламныхтекстах все слова с большой буквы — отвратительная манера. Идет эта манера, как правило, от неуверенности в литературном даре и боязни недохвалить и недовозвысить продукт.То же самое относится и к местоимению«Вы» с большой буквы: просто нельзя(исключение — личная переписка с уважаемым человеком).
Сегодня не пришлось бы писать этот параграф, если бы заказчики имели хоть малейшее представление о вышесказанном(а в своей массе заказчик в деталях не разбирается). Но самый большой камень летит, разумеется, в огород к рекламным агентствам и дизайнерам, которые не отягощают себя внимательным отношением к тому, что производят.
За плохое качество рекламы нельзя винить заказчика, потому что он может купитьтолько то, что ему продают. А если бы Эксклюзив в Понедельник по $1,500 не продавался,то смотреть в газету и в окно было бы приятнее.
28 октября 2001
Cлучайный слоган
Блог в помощь!
Sensator.ru
Нажмите обновить - появится новый слоган. Может быть, вас
озарит.
Cайт копирайтеров, сайт для копирайтеров, форум копирайтеров. Копирайтинг, статьи по копирайтингу, книги по рекламе и копирайтингу. Работа для копирайтеров, вакансии для копирайтеров, резюме копирайтеров. База слоганов, база рекламных слоганов, слоган, слоганы, рекламные слоганы. к вашим услугам опытный копирайтер